Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1
Понятие возраста. Основные структурные компоненты возраста: психические новообразования, ведущий тип деятельности, социальная ситуация развития.
Задание 2
Б) Принести на занятие игрушку для детей младенческого возраста. Опи-сать ее соответствие требованиям посредством предложенной ниже формы.
Задание 1
Понятие возраста. Основные структурные компоненты возраста: психические новообразования, ведущий тип деятельности, социальная ситуация развития.
С психологическим развитием детей тесно связано понятие возраста. Р.С. Немов определил возраст как качественно своеобразный период фи-зического, психологического и поведенческого развития, характеризую-щийся присущими только ему особенностями.
По Л.С. Выготскому, возраст – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.
В психологии возраст подразделяют на физический (хронологиче-ский) и психологический.
Физический возраст – это время жизни ребенка в днях, месяцах, го-дах, прошедших с момента его рождения. Его можно назвать внешней сет-кой, на фоне которой проходит процесс психического развития ребенка, становление его личности.
Психологический возраст, по Выготскому, – это качественно своеоб-разный период психического развития, характеризующийся прежде всего появлением новообразования, подготовленного всем ходом предшеству-ющего развития. Другими словами, он указывает на достигнутый к опре-деленному возрасту уровень психологического развития.
Иногда бывает так, что ребенку физически пять лет, а по психологи-ческому развитию он соответствует шести – или семилетнему, а бывает и наоборот, но тут речь уже будет идти об отставании в умственном разви-тии.
Возраст – это характеристика онтогенетического развития человека. Б.Г. Ананьев, рассматривая «фактор возраста», указывал на единство вли-яний роста, общесоматического и нервно-психического созревания в про-цессе воспитания и жизнедеятельности человека. Во времени происходит индивидуальное развитие человека. Поэтому возраст – это не только ко-личество прожитых лет, но и внутреннее содержание, духовное развитие человека, изменения в его внутреннем мире, произошедшие за эти годы. Именно внутренним миром люди отличаются друг от друга, благодаря ему можно говорить о непохожести, неповторимости и оригинальности людей.
Как человек в целом, так и его временные характеристики (имеется в виду возраст) есть взаимопроникновение природы и истории, биологиче-ского и социального. Поэтому возрастные изменения отдельных свойств человека являются одновременно онтогенетическими и биографическими.
Структура возраста в психологии:
1. Социальная ситуация развития – определяет место ребенка в об-ществе, определяет то место в системе общественных отношений, в кото-рые ребенок входит. Д.Б.Эльконин конкретизировал это определение и обозначил социальную ситуацию развития, как «ту конкретную форму от-ношений, в которую вступает ребенок со взрослым в каждый, данный пе-риод развития.»
2. Ведущий тип деятельности – деятельность, в которой дифиренци-руются другие виды деятельности, формируются и перестраиваются част-ные психические процессы и развивается личность ребенка (Леонтьев).
3. Новообразования развития – новый тип строения личности и дея-тельности, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его разви-тия в данный период. (Выготский)
4. Возрастные кризисы – переломные точки на кривой развития, от-деляющие один возраст от другого. (Выготский) Зарубежные психологи, современники Выготского рассматривали возрастные кризисы как болезни роста или результат нарушения детско-родительских отношений и счита-ли, что кризисов может и не быть. В идеале развитие должно быть литиче-ским (плавным). Выготский считал, что литического развития не бывает. Возрастные кризисы он считал нормативным явлением, необходимым для поступательного развития личности. Сущность любого кризиса он видел в разрешении противоречий между социальной ситуацией развития, с одной стороны, а с другой стороны – новыми возможностями и, соответственно, потребностями ребенка, которые возникают на данной ступени развития, к концу возраста накапливаются, перерастают в социальную ситуацию раз-вития и приводят к ее взрыву. Взрыв социальной ситуации развития - это сущность любого кризиса. Леонтьев – основное противоречие – это проти-воречие между процессом (ведущая деятельность) и образом (представле-ние о мире).
Понятие сензитивности, возрастной границы и возрастной нор-мы.
Сензитивностъ – это характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.д.
Наличие критериев для оценки зрелости организма ребенка на каж-дом возрастном этапе позволяет говорить о существовании возрастной нормы. Однако понятие нормы вообще, и возрастной в частности, опреде-лить и представить в форме, доступной для измерения, весьма сложно. Выделяются следующие подходы к определению понятия «норма».
Статистический подход...